Наша рассылка!
Новости сайта Модно-Красиво.ру Вы можете получать прямо на мейл
Рассылки Subscribe.Ru

Подписаться письмом

Иппотерапия что это


Иппотерапия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Иппотерапия (от др.-греч. ἵππος «лошадь») — метод реабилитации посредством адаптивной верховой езды[источник не указан 762 дня].

Уникальность иппотерапии заключается в гармоничном сочетании телесно-ориентированных и когнитивных приемов воздействия на психику пациента[1]. Лечебная верховая езда в целом оказывает биомеханическое воздействие на организм человека, укрепляя его. Например, она передает всаднику двигательные импульсы, аналогичные движениям человека при ходьбе. Движения мышц спины лошади, состоящие из множества элементов, оказывают массирующее и мягкое разогревающее (температура лошади на 1,5 градуса выше, чем у человека) воздействие на мышцы ног всадника и органы малого таза, что усиливает кровоток в конечностях. На шагу лошади — основном аллюре, применяющемся в иппотерапии, — лошадь совершает около 110 разнонаправленных колебательных движений, которые в свою очередь передаются всаднику. Для того чтобы сохранить правильную посадку во время верховой езды всадник должен удерживать равновесие, координировать и синхронизировать свои движения. Таким образом, у пациента с ДЦП в работу включаются мышцы, находящиеся в бездействии в обычной жизни. Кроме того, верховая езда стимулирует развитие мелкой моторики, усидчивость и улучшает гармоничное восприятие окружающего мира у пациентов, в том числе с нарушением психики различной тяжести. Важно, что в процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуации верховой езды в повседневную жизнь.

Иппотерапия применяется для реабилитации пациентов с неврологическими и другими нарушениями, такими как аутизм, церебральный паралич[2], артрит, рассеянный склероз, черепно-мозговая травма, инсульт, травмы спинного мозга, поведенческие и психические расстройства. Эффективность иппотерапии по многим показаниям до конца не ясна, поэтому рекомендуются дальнейшие исследования. В отношении эффективности иппотерапии в лечении аутизма доказательств пока недостаточно[3]. Метод используется также в случаях поражения слуха и зрения.

Результаты исследований в области Иппотерапии[править | править код]

Результатом исследования влияния программ иппотерапии на статическое равновесие и силу у подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями явилось как значительное улучшение силовых параметров, так и значительное улучшение в более сложных упражнениях на удержание равновесия (например, стояние на одной ноге). На основе полученных результатов был сделан следующий вывод: иппотерапия может использоваться в качестве эффективного инструмента, воздействующего на улучшение равновесия и силы у людей с ограниченными интеллектуальными возможностями.[4]

Результаты другого исследования показывают, что иппотерапия может также улучшать равновесие и походку у людей, страдающих рассеянным склерозом, проходящих амбулаторное лечение.[5]

Одно из пока еще немногочисленных исследований изучило, как реабилитация методом лечебной верховой езды влияет на общую тяжесть симптомов аутизма у детей, страдающих расстройствами аутического спектра. Для проведения исследования использовалась шкала определения детского аутизма(CARS)[1] и шкала взаимодействия родителей и детей Тимберлауна. В первичной фазе проведения верховой терапии шкала CARS не показала никаких изменений. Однако после проведения 3-х и 6-и месячных занятий было отмечено снижение симптоматики аутизма. Шкала Тимберлауна показала значительные улучшения в настроении и тоне после 3-х и 6-и месяцев верховой езды, а также незначительные улучшения в снижении негативных проявлений после 6-и месячной программы реабилитации. Измерение параметров качества жизни родителей также показало улучшения.[6]

Концепция иппотерапии находит своё раннее письменное упоминание со времен Древней Греции в трудах Гиппократа[7]. В середине XVIII века энциклопедист Дени Дидро в трактате «О верховой езде и её значении для того, чтобы сохранить здоровье и снова его обрести» писал: «Среди физических упражнений первое место принадлежит верховой езде. С её помощью можно лечить много болезней, но возможно также и их предупреждать, как только они проявляются». Но только в конце XIX столетия началось научное изучение влияния верховой езды на организм человека и её целенаправленное использование в лечебных целях.

Тем не менее, иппотерапия как формализованная дисциплина не была разработана до 1960 года, когда она начала использоваться в Германии, Австрии и Швейцарии в качестве дополнения к традиционной физической терапии. В Германии иппотерапия начиналась как лечение с применением физиотерапевта, специально обученной лошади и коновода. Теория физиотерапии была применена на практике: физиотерапевт давал инструкции коноводу. Движения лошади были тщательно модулированы таким образом, чтобы они оказывали лечебное воздействие на нервно-мышечные импульсы в организме пациента[обтекаемое выражение].

Первая стандартизированная программа в сфере иппотерапии сформулирована в конце 1980-х годов группой канадских и американских терапевтов, которые ездили в Германию, чтобы перенести знания о новом методе в Северную Америку. Метод был формализован в США в 1992 году вместе с созданием Американской Иппотерапевтической Ассоциации (AHA).

В России история иппотерапии как метода реабилитации берёт своё начало с 1991 года, когда начал свою работу первый центр — ДЭЦ «Живая Нить». Центр провел основную работу по становлению этого метода как в России, так и в странах Ближнего Зарубежья.

  1. ↑ И. И. Ионов «Развитие межполушароного взаимодействия на занятиях иппотерапией» — сборник материалов IV Межрегиональной Конференции «Иппотерапия. Инвалидный конный спорт. Опыт и перспективы» 01-02 мая 2011 года, Санкт — Петербург
  2. Zadnikar M, Kastrin A. Effects of hippotherapy and therapeutic horseback riding on postural control or balance in children with cerebral palsy: a meta-analysis (англ.) // Dev Med Child Neurol. : Epub.. — 2011. — Vol. 53, no. 8. — PMID 21729249.
  3. ↑ «Clinical Policy Bulletin: Hippotherapy (151)». Aetna Clinial Policy Bulletins. Aetna. 2010-04-23. Retrieved 17 August 2010.
  4. Giagazoglou P, Arabatzi F, Dipla K, Liga M, Kellis E. Effect of a hippotherapy intervention program on static balance and strength in adolescents with intellectual disabilities. (англ.) // Laboratory of Neuromechanics, Department of Physical Education and Sp orts Science, Aristotle University of Thessaloniki, Serres, Greece. : Epub.. — 2012. — PMID 22853887.
  5. Muñoz-Lasa S, Ferriero G, Valero R, Gomez-Muñiz F, Rabini A, Varela E. Effect of therapeutic horseback riding on balance and gait of people with multiple sclerosis. (англ.) // Universidad Complutense, Dept. de Medicina Física y Rehabilitación, Madrid, España.. : Epub.. — 2011. — PMID 22452106.
  6. Kern JK, Fletcher CL, Garver CR, Mehta JA, Grannemann BD, Knox KR, Richardson TA, Trivedi MH. Prospective trial of equine-assisted activities in autism spectrum disorder (англ.) // Research Department, Autism Treatment Center, Dallas, Texas, USA. : Epub.. — 2011. — PMID 22164808.
  7. ↑ Грачев Л. К., Казаченко И. Ю., Роберт Н.С "Об опыте деятельности детского экологического центра «Живая Нить» — Москва, НИИ семьи 1997 г.
  • «Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике» Учебные материалы и исследования Немецкого кураториума по терапевтической верховой езде (2 тома) МККИ, Москва 2003 — Deutsche Kuratorium für Therapeutisches Reiten
  • «Адаптивная (реабилитационная) верховая езда» Учебное пособие университета «Paris-Nord» МККИ, Москва 2003 год
  • Штраус, И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды. = Ingrid Strauß: Hippotherapie - neurophysiologische Behandlung mit und auf dem Pferd. Aufl. Hippokrates, Stuttgart 2000 ISBN 3-7773-1368-8 (Mit einem Beitr. zur Kinder-Hippotherapie von Emmy Tauffkirchen) / перевод с нем. — М.: Московский конноспортивный клуб инвалидов, 2000. — 102 с.

ru.wikipedia.org

Иппотерапия. Какие болезни лечит верховая езда на лошади | Здоровая жизнь | Здоровье

По коням!

Еще Гиппократ утверждал, что больные поправляются быстрее, если ездят верхом. Такие занятия он особенно охотно «прописывал» меланхоликам, считая, что бег галопом, иноходью или рысцой очень полезен для позитивного образа мыслей и улучшения настроения. А французский философ Дени Дидро и вовсе посвятил верховой езде целый трактат, считая ее самым полезным из всех физических упражнений.

Что же полезного в верховой езде? Многое! Лошадь передает всаднику более 100 разных двигательных колебаний в минуту: вверх-вниз, вперед-назад, из стороны в сторону и т. д. Это вынуждает человеческий организм очень физиологично корректировать свои движения. При верховой езде в работу включаются все основные группы мышц. Чтобы не свалиться с лошадиного крупа, во время езды всадник вынужден совершать разные движения телом, а также обеими руками и ногами – этого эффекта невозможно достичь никакими другими видами движения! Причем старания наездника по удержанию равновесия в седле побуждают к активной работе как здоровые, так и пораженные мышцы. И что важно, это происходит на рефлекторном уровне – сам человек столь сложной работы своего тела не замечает, а просто получает удовольствие от движения и общения с великолепным животным. Очень полезна иппотерапия при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, сколиозе, артрозе суставов. Она нормализует мышечный тонус, улучшает координацию движений, укрепляет мышцы и даже улучшает походку. При оптимальной нагрузке вокруг позвоночника создается сильный мышечный корсет, улучшается кровообращение, нормализуется обмен веществ в межпозвонковых дисках, поэтому при начинающемся остеохондрозе верховая езда – то что надо!

«Массажер» с добрыми глазами

Температура тела у благородного животного на 1,5–2 °С выше, чем у человека, поэтому лошадь является одновременно и живым тренажером, и «массажером с подогревом». При езде в седле у всадника массируются мышцы ног, усиливается кровоток и разогревается область таза, что хорошо для людей обоих полов. Мужчинам – для профилактики и лечения простатита, женщинам – от избавления от гинекологических заболеваний.

Кроме того, у наездников активизируется деятельность многих внутренних органов, поэтому иппотерапия эффективна при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (например, дискинезии), а также при сердечно-сосудистых заболеваниях. Регулярные занятия ею нормализуют уровень сахара в крови у диабетиков и т. д.

Ездить верхом полезно после перенесенного инфаркта или инсульта, в период восстановления после операции. Сердце всадника бьется со скоростью до 170 ударов в минуту, а циркуляция крови усиливается в 5–10 раз. Но при этом в самой сердечной мышце никаких негативных изменений не происходит, поэтому верховая езда подходит даже для сердечников и гипертоников, для которых ни тренажеры, ни аэробика не разрешены.

Тряска в седле – прекрасное средство и для лечения ожирения. Привлекают лошадей и для адаптации больных аутизмом, неврозами, синдромом Дауна.

Я люблю свою лошадку

Особенно сильный целебный эффект верховая езда оказывает на детей.

Общение с лошадью решает у них такие сложные проблемы, как гиперактивность и синдром дефицита внимания.

Но помимо этого, верховая езда всесторонне развивает ребенка, делает его смелым, ловким, выносливым, решительным и находчивым.

Занятия верховой ездой полезны и немолодым людям. Ученые подсчитали, что работа мышц при езде шагом аналогична быстрой ходьбе, а при галопе – бегу.

И при этом нагрузки на суставы почти никакой. Езда на лошади приводит к улучшению мелкой моторики, что помогает немолодым людям легче справляться с бытовыми заботами. Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с речевым аппаратом.

Читайте в соцсетях!

 

aif.ru

Иппотерапия | Берегиня

 

Иппотерапия — физиотерапевтическое лечение посредством использования движений лошади при активном или пассивном содействии самого всадника. Занятия проходят под контролем иппотерапевта или специально обученного инструктора по лечебной верховой езде.

Этот метод вспомогательного лечения эффективен в разной степени не только для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и некоторыми ментальными нарушениями, но и для всех тех, кому не нужны конные соревнования, спортивные медали, признание публики. Всё что им нужно, так это поле, лес, свежий воздух и конечно лошадь. Лошадь, которая может стать другом для всех желающих с ней подружиться. Может «вывезти», пришедшего к ней, в иной мир, совсем не похожий на ему привычный. Мир, где поют птички, где не смолкает треск кузнечиков, где светит солнышко и обдувает ветерок, где пахнет травой и цветами, счастьем и покоем. Лошадь может «заменить» глаза, ноги, изменить восприятие себя, окружающего мира. Лошадь добавляет жизни новые ощущения, новые краски.

Словом, любое занятие, связанное с посадкой на лошадь, но не связанное с управлением лошадью, можно смело назвать иппотерапией.

О лечебных свойствах верховой езды и благоприятном воздействии общения с лошадьми для больных и раненых было известно еще в глубокой древности, во времена Гиппократа. В 1791 году философ Дени Дидро писал, что «среди физических упражнений, обладающих всеми прекрасными качествами, первое место принадлежит верховой езде, с помощью которой можно лечить множество болезней»

Иппотерапия – это лечение с помощью лошади. Всадник не участвует в управлении лошадью, а выполняет упражнения, разработанные для него специалистом по иппотерапии и педагогом-психологом совместно. Лошадь ведет коновод, рядом со всадником находятся один или два инструктора.
Положительный эффект использования лошади в лечебных целях достигается ритмически упорядоченной моторной и сенсорной нагрузкой в тесном контакте пациента и лошади. Разнообразие движений и ощущений, которые получает всадник в системе иппотерапевтической реабилитации, не может быть восполнено никакими другими известными способами. В этом случае лошадь выполняет незаменимую роль живого партнера, сотрудника в развитии двигательных, сенсорных, эмоциональных, психологических и социальных способностей. Стимулирующее лечение (не медикаментозное) является биологически более адаптивным и гармоничным для нервной системы и психологической сферы человека.

При  Лечебно-верховой езде (ЛВЕ)–  всадник управляет лошадью самостоятельно под руководством инструктора или с минимальной его помощью.

Иппотерапия и лечебная верховая езда оказывают уникальное биомеханическое воздействие на организм человека, благодаря движениям лошади, которая передает всаднику двигательные импульсы, аналогичные движениям человека при ходьбе. Сложные движения мышц спины лошади, оказывают массирующее и разогревающее (температура тела лошади на 1,5 градуса выше, чем у человека) воздействие на мышцы ног всадника и органы малого таза, усиливают кровоток в конечностях. На шагу лошадь совершает около 110 разнонаправленных колебательных движений. Для того чтобы сохранить правильную посадку во время движения, всадник должен удерживать равновесие, координировать и синхронизировать свои движения. Таким образом, у человека в работу включаются те мышцы, которые обычно находятся в бездействии. Кроме того, верховая езда стимулирует развитие мелкой моторики, способствует формированию сложных точных движений.

С точки зрения психологии, контакт с лошадью дарит человеку множество позитивных эмоций, помогая раскрепоститься. Для больных детей, этот фактор является очень важным, так как такая дружба исключает, присущую человеческому социуму конкуренцию и недоброжелательность, а предполагает искреннюю любовь и привязанность. И ведь  не каждый здоровый человек осмеливается сесть на лошадь. Больной ребенок, можно сказать, совершает героический поступок. Вместе с родителями, он доказывает миру, что он может победить болезнь, добиться улучшения. Повышается уровень самооценки личности. Ведь во время занятий ребенок начинает ощущать себя не больным и слабым, каким он чувствует себя в обычной жизни, а всадником, который управляет большим, сильным, грациозным животным, которое выполняет его команды!

Также, для большинства людей страдающих заболеваниями, входящими в перечень показаний к иппотерапии, важным является то, что при общении с лошадью не требуется в буквальном смысле говорить. Для данного общения гораздо важнее использовать язык жестов. Лошадь воспринимает образ человека, реагирует на его движения, интонации, запах и даже температуру тела. Часто именно по этой причине лошадь служит посредником в общении с особо тяжелобольными пациентами. Как ни парадоксально, но порой животное гораздо лучше понимает человека, нежели сам человек.

 

Сидя верхом, всадник подчиняет лошадь себе, несмотря на ее физическое превосходство. Научается управлять ею, соотносить свои действия и последующую реакцию животного, а также координировать свои действия с другими всадниками, находящимися на манеже. Учится доверять лошади, ухаживать за ней. Лечебная верховая езда кардинально повышает самооценку и уверенность в своих силах. Лечебная верховая езда способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, социализации и формированию более гармоничных отношений человека с миром, помогает находить новые, неординарные решения стоящих перед ним задач. Упражнения и игры на спине лошади, общение с ней стимулируют у ребенка желание слушать, учиться, трудиться. Положительный эмоциональный настрой, отличающий занятия верховой ездой, способствует подъему активности и улучшению настроения и общего состояния пациентов.

В процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуации верховой езды в повседневную жизнь.

Применяется при:

  • Нарушениях опорно-двигательного аппарата, возникших в результате поражений центральной нервной системы (в первую очередь, детском церебральном параличе), полиомиелита, в результате травм, а также нарушениях осанки (сколиозах, кифозах)
  • Различных формах нарушения интеллекта, возникших в результате органических и генетических заболеваний
  • Нарушениях психо-эмоциональной сферы – аутизме, неврозах, шизофрении и т.п.
  • Поражениях органов чувств – слуха, зрения
  • Нарушении мозгового кровообращения по окончании острого периода
  • Травмах головы по прошествии острого периода
  • Послеоперационной реабилитации
  • Реабилитации после перенесенных инфарктов миокарда

 .     В работе с социально дезадаптированными подросткам

Иппотерапия помогает человеку с ограниченными возможностями поверить в свои силы, почувствовать себя нужным кому-то, кроме родителей, дает возможность общаться с другими людьми. А это – именно то, чего им не хватает больше всего.

 

 

ippoclub.ru

Иппотерапия - это... Что такое Иппотерапия?

Иппо́терапия (от др.-греч. ἵππος «лошадь») — метод реабилитации посредством лечебной верховой езды.

Принципы воздействия

Уникальность иппотерапии заключается в гармоничном сочетании телесно-ориентированных и когнитивных приемов воздействия на психику пациента[1]. Лечебная верховая езда в целом оказывает биомеханическое воздействие на организм человека, укрепляя его. Например, она передает всаднику двигательные импульсы, аналогичные движениям человека при ходьбе. Движения мышц спины лошади, состоящие из множества элементов, оказывают массирующее и мягкое разогревающее (температура лошади на 1,5 градуса выше, чем у человека) воздействие на мышцы ног всадника и органы малого таза, что усиливают кровоток в конечностях. На шагу лошади - основном аллюре, применяющемся в иппотерапии - лошадь совершает около 110 разнонаправленных колебательных движений, которые в свою очередь передаются всаднику. Для того чтобы сохранить правильную посадку во время верховой езды всадник должен удерживать равновесие, координировать и синхронизировать свои движения. Таким образом, у пациента с ДЦП в работу включаются мышцы, находящиеся в бездействии в обычной жизни. Кроме того, верховая езда стимулирует развитие мелкой моторики, усидчивость и улучшает гармоничное восприятие окружающего мира у пациентов в том числе с нарушением психики различной тяжести. Важно, что в процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуации верховой езды в повседневную жизнь.

Показания к применению

Иппотерапия применяется для лечения пациентов с неврологическими и другими нарушениями, такими как аутизм, церебральный паралич[2], артрит, рассеянный склероз, черепно-мозговая травма,инсульт, травмы спинного мозга, поведенческие и психические расстройства. Эффективность иппотерапии по многим показаниям до конца не ясна, поэтому рекомендуются дальнейшие исследования. В отношении эффективности иппотерапии в лечении аутизма доказательств пока недостаточно[3]. Метод используется так же в случаях поражения слуха и зрения.

Результаты исследований в области Иппотерапии

Результатом исследования влияния программ иппотерапии на статическое равновесие и силу у подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями явилось как значительное улучшение силовых параметров, так и значительное улучшение в более сложных упражнениях на удержание равновесия (например, стояние на одной ноге). На основе полученных результатов был сделан следующий вывод: иппотерапия может использоваться в качестве эффективного инструмента, воздействующего на улучшение равновесия и силы у людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. [4]

Результаты другого исследования показывают, что иппотерапия может так же улучшать равновесие и походку у людей, страдающих рассеянным склерозом, проходящих амбулаторное лечение. [5]

Одно из пока еще не многочисленных исследований изучило, как реабилитация методом лечебной верховой езды влияет на общую тяжесть симптомов аутизма у детей, страдающих расстройствами аутического спектра. Для проведения исследования использовалась шкала определения детского аутизма(CARS)[1] и шкала взаимодействия родителей и детей Тимберлауна. В первичной фазе проведения верховой терапии шкала CARS не показала никаких изменений. Однако после проведения 3-х и 6-и месячных занятий было отмечено снижение симптоматики аутизма. Шкала Тимберлауна показала значительные улучшения в настроении и тоне после 3-х и 6-и месяцев верховой езды, а также незначительные улучшения в снижении негативных проявлений после 6-и месячной программы реабилитации. Измерение параметров качества жизни родителей так же показало улучшения. [6]

История Иппотерапии в мире

Концепция иппотерапии находит свое раннее письменное упоминание со времен Древней Греции в трудах Гиппократа[7]. В середине XVIII века энциклопедист Дени Дидро в трактате «О верховой езде и её значении для того, чтобы сохранить здоровье и снова его обрести» писал: «Среди физических упражнений первое место принадлежит верховой езде. С её помощью можно лечить много болезней, но возможно также и их предупреждать, как только они проявляются». Но только в конце XIX столетия началось научное изучение влияния верховой езды на организм человека и её целенаправленное использование в лечебных целях.

Тем не менее, иппотерапия как формализованная дисциплина не была разработана до 1960 года, когда она начала использоваться в Германии, Австрии и Швейцарии в качестве дополнения к традиционной физической терапии. В Германии иппотерапия начиналась как лечение с применением физиотерапевта, специально обученной лошади и коновода. Теория физиотерапии была применена на практике: физиотерапевт давал инструкции коноводу. Движения лошади были тщательно модулированы таким образом, чтобы они оказывали лечебное воздействие на нервно-мышечные импульсы в организме пациента[обтекаемые выражения].

Первая стандартизированная программа в сфере иппотерапии сформулирована в конце 1980-х годов группой канадских и американских терапевтов, которые ездили в Германию, чтобы перенести знания о новом методе в Северную Америку. Метод был формализовал в США в 1992 году вместе с созданием Американский Иппотерапевтической Ассоциации (AHA).

В России история иппотерапии как метода реабилитации берёт своё начало с 1991 года, когда начал свою работу первый центр - ДЭЦ «Живая Нить». Центр провел основную работу по становлению этого метода как в России, так и в странах Ближнего Зарубежья.

Примечания

  1. И.И. Ионов "Развитие межполушароного взаимодействия на занятиях иппотерапией" - сборник материалов IV Межрегиональной Конференции «Иппотерапия. Инвалидный конный спорт. Опыт и перспективы» 01-02 мая 2011 года, Санкт – Петербург
  2. Zadnikar M, Kastrin A. Effects of hippotherapy and therapeutic horseback riding on postural control or balance in children with cerebral palsy: a meta-analysis (англ.) // Dev Med Child Neurol. : Epub.. — 2011. — Т. 53. — № 8. — PMID 21729249.
  3. "Clinical Policy Bulletin: Hippotherapy (151)". Aetna Clinial Policy Bulletins. Aetna. 2010-04-23. Retrieved 17 August 2010.
  4. Giagazoglou P, Arabatzi F, Dipla K, Liga M, Kellis E. Effect of a hippotherapy intervention program on static balance and strength in adolescents with intellectual disabilities. (англ.) // Laboratory of Neuromechanics, Department of Physical Education and Sp orts Science, Aristotle University of Thessaloniki, Serres, Greece. : Epub.. — 2012. — PMID 22853887.
  5. Muñoz-Lasa S, Ferriero G, Valero R, Gomez-Muñiz F, Rabini A, Varela E. Effect of therapeutic horseback riding on balance and gait of people with multiple sclerosis. (англ.) // Universidad Complutense, Dept. de Medicina Física y Rehabilitación, Madrid, España.. : Epub.. — 2011. — PMID 22452106.
  6. Kern JK, Fletcher CL, Garver CR, Mehta JA, Grannemann BD, Knox KR, Richardson TA, Trivedi MH. Prospective trial of equine-assisted activities in autism spectrum disorder (англ.) // Research Department, Autism Treatment Center, Dallas, Texas, USA. : Epub.. — 2011. — PMID 22164808.
  7. Грачев Л.К., Казаченко И.Ю., Роберт Н.С "Об опыте деятельности детского экологического центра "Живая Нить" – Москва, НИИ семьи 1997 г.

Ссылки

American Hippotherapy Association

Литература

  • «Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике» Учебные материалы и исследования Немецкого кураториума по терапевтической верховой езде (2 тома) МККИ, Москва 2003 - Deutsche Kuratorium für Therapeutisches Reiten
  • «Адаптивная (реабилитационная) верховая езда» Учебное пособие университета "Paris-Nord" МККИ, Москва 2003 год
  • Штраус, И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды. = Ingrid Strauß: Hippotherapie - neurophysiologische Behandlung mit und auf dem Pferd. Aufl. Hippokrates, Stuttgart 2000 ISBN 3-7773-1368-8 (Mit einem Beitr. zur Kinder-Hippotherapie von Emmy Tauffkirchen) / перевод с нем. — М.: Московский конноспортивный клуб инвалидов, 2000. — 102 с.

См. также

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 8 ноября 2012.

dic.academic.ru

Иппотерапия что это такое

Многие люди, впервые столкнувшись с этим понятием, задаются вопросом: а что такое иппотерапия? Иппотерапия является альтернативным методом лечения разнообразных заболеваний, связанных с нервной и опорно-двигательной системой, в том числе инвалидности, ДЦП, паралича, аутизма.

Учеными было проведено большое количество исследований по изучению воздействия этого метода на организм человека. Было доказано позитивное влияние общения с животными на развитие личностных качеств и внутреннего мира не только детей, но и взрослых. В этой статье остановимся более подробно именно на лечении при помощи лошадей.

История развития

В Средние века было отмечено, что воины, передвигающиеся на лошадях, быстрее поправляются после травм. В XVIII веке был даже написан трактат на эту тему. Однако популярность этот метод начал приобретать только в ХХ веке, и лишь к концу века он был признан врачебным сообществом.

Рекомендуем: Игровая терапия

В данный момент иппотерапия назначается для решения следующих задач:

  • Снижение напряжения мышц.
  • Восстановление активности суставов и атрофировавшихся мышц.
  • Развитие силы и выносливости.
  • Проведение глубокого массажа мышц.
  • Стимулирование процесса реабилитации пациента после операции или травм.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Иппотерапия применяется как поддерживающая терапия при опорно-двигательных и нервных заболеваниях, а также при психологических проблемах или отклонениях. Этот метод также назначается при лечении следующих болезней:

  • Детский церебральный паралич (ДЦП).
  • Травмы черепа и головного мозга.
  • Синдром Дауна.
  • Инсульт.
  • Артрит.
  • Заболевания сердца и сосудов.
  • Аутизм.
  • Отклонения в психике.
  • Проблемы в поведении у детей.
  • Склероз.

Однако при всех положительных характеристиках данный метод противопоказан при острых воспалениях, несвертываемости крови, ломкости костей и суставов, а также при аллергии на лошадей.

В разных странах применяются следующие разновидности этого метода:

1. Лечение при помощи движения лошади: пациент усаживается без седла на лошадь, дальше лошадь начинает медленно идти.

2. Лечебная верховая езда (без седла): выполнение физических движений, сидя на спине у животного. При этом лошадь может как оставаться на месте, так и передвигаться.

3. Лечебная вольтижировка – исполнение трюков на лошади для развития моторики, правильных двигательных стереотипов.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

4. Психо- и лечебно-педагогическое общение применяется при нарушениях поведения у детей и для развития у них познавательных навыков.

Особенности метода

Верховая езда сама по себе очень приятное занятие. Поэтому лечение при применении данного метода проходит в спокойной и доброжелательной атмосфере, что крайне важно для детей. Они воспринимают его как отдых, что позитивно сказывается на конечном результате.

Воздействие этого метода определяется двумя факторами – биомеханическим и эмоциональным. Биомеханический – это воздействие на пациента повторяющихся через равные промежутки времени движений лошади и температуры ее тела. Эмоциональный – воздействие на пациента осуществляется через чувственно-психологическую сферу.

Рекомендуем: Особенности групповой терапии

Отмечается также, что при верховой езде мышечные ткани человека напрягаются неосознанно. В процессе удержания баланса при езде на лошади напрягается большое количество мышц, в том числе и поврежденные или атрофированные. Также после поездки у наездника учащается пульс, но не возникает проблем в работе сердца и дыхательной системы, что крайне важно для пациентов, которым противопоказаны обычные физические нагрузки.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Иппотерапия может применяться при проблемах психологического свойства: повышенной агрессивности, длительной депрессии, нарушениях усидчивости. При аутизме лошади помогают научиться общаться с внешним миром. Уход за лошадьми прививает чувство ответственности и развивает самостоятельность. Положительный эффект достигается за счет установления контакта с пациентом через лошадь как посредника.

Лечение отдельных заболеваний

Иппотерапия для детей с ДЦП (детский церебральный паралич) и аутизмом обладает высокой эффективностью. Наибольший эффект отмечается при лечении детей от 5 до 12 лет.

Благотворно влияет на развитие моторики и снижение повышенного тонуса мышц иппотерапия при ДЦП. Глубокий массаж мышц, осуществляемый только при верховой езде, также положительно сказывается на двигательной активности пациента.

Иппотерапия применяется и при лечении людей с суицидальными наклонностями, потерявших близких родственников или подвергшихся насильственным действиям. После прохождения курса у детей и взрослых снижается уровень стресса.

Общение с животным позволяет психологам установить контакт с пациентом. Также животное становится близким другом, с которым можно пообщаться на любые темы и который всегда выслушает и не осудит. Этот момент очень важен для детей-интровертов.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Как преодолеть застенчивость?

Само по себе общение с лошадью снижает уровень стресса у ребенка и дает положительные эмоции от общения с животным. Для детей с аутизмом фактор воздействия, связанный с эмоциями, выходит на первый план: ребенок учится общаться и контактировать с внешним миром. Причем не нужно добиваться от пациента выполнения определенных действий – достаточно простого контакта с животным. А проведение занятий на свежем воздухе позволяет ребенку получать удовольствие от процесса и не думать о том, что это очередная лечебная процедура.

Иппотерапия для детей-инвалидов также дает хороший эффект. Она позволяет развивать навыки общения и расширять сферу деятельной активности ребенка. В результате люди с ограниченными возможностями смогут сами следить за собой и адаптироваться к внешнему миру. В некоторых случаях отмечается полное избавление от инвалидности и возврат к обычной жизни.

Еще один эффект иппотерапии – повышение уверенности в себе. Дети в первый раз подходят к лошади с чувством страха или волнения. Они боятся, что столь крупное животное не станет их слушаться.

Однако по прошествии некоторого времени и овладения навыками общения с животным ребенок, вдохновленный успехами, приобретает уверенность в себе и собственных силах. Улучшаются также и социальные навыки. Выработанная уверенность в дальнейшем применяется детьми и в обычной жизни при решении различных задач.

Рекомендуем: Арт-терапия

Безусловно, каждый понимает, что лошади – не панацея от всех бед, однако при совмещении с консервативными методами лечения иппотерапия является прекрасным дополнением для улучшения результата лечения, а также для поддержания позитивного эмоционального состояния пациента. И всегда помните: инвалидность, ДЦП и психологические проблемы – это не приговор! Автор: Ольга Лупандина

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Доктор лошадь. Как иппотерапия помогает в реабилитации неизлечимых больных

Как это работает

Иппотерапия – один из видов механотерапии, где в качестве инструмента реабилитации выступает уникальный, ни с чем не сравнимый живой тренажёр. Двигаясь, лошадь колеблет всадника в три стороны: вперёд-назад, вверх-вниз, влево-вправо, посылая седоку до 110 двигательных импульсов в минуту.

Температура тела лошади – около 40º, то есть пациент получает разогревающий массаж. Чтобы всадник удержался, в работу автоматически включаются все группы мышц туловища, рук, ног, вестибулярный аппарат. В результате езды напряжённые мышцы разогреваются, растягиваются и расслабляются, а расслабленные, наоборот, трудятся.

«У детей с асимметричным поражением органов во время посадки на лошадь появляется некая синергия между поражённой стороной и здоровой. Поражённые мышцы вспоминают, как они должны работать в здоровом состоянии», – продолжает Иконникова.

Ребёнок-инвалид редко выходит на улицу. Общения – ноль, движения – тоже. А тут у него появляется возможность свободно передвигаться. На лошади он чувствует себя смелым, сильным, самостоятельным. Ему кажется, что он управляет большим животным, которое его слушается.

«Дети с аутизмом привыкли жить в своём ограниченном мире, в коконе. Когда в нём появляется доброе животное, они раскрываются, впускают в своё пространство других, активнее занимаются с психологом, с удовольствием рассказывают об этом родителям. У ребёнка идёт прогресс в психоэмоциональной сфере», – поясняет врач.

Инструктор Нина Жемчугова / Фото: Павел Колядин

www.belpressa.ru

Иппотерапия - это... Что такое Иппотерапия?

Иппо́терапия (от др.-греч. ἵππος «лошадь») — метод реабилитации посредством лечебной верховой езды.

Принципы воздействия

Уникальность иппотерапии заключается в гармоничном сочетании телесно-ориентированных и когнитивных приемов воздействия на психику пациента[1]. Лечебная верховая езда в целом оказывает биомеханическое воздействие на организм человека, укрепляя его. Например, она передает всаднику двигательные импульсы, аналогичные движениям человека при ходьбе. Движения мышц спины лошади, состоящие из множества элементов, оказывают массирующее и мягкое разогревающее (температура лошади на 1,5 градуса выше, чем у человека) воздействие на мышцы ног всадника и органы малого таза, что усиливают кровоток в конечностях. На шагу лошади - основном аллюре, применяющемся в иппотерапии - лошадь совершает около 110 разнонаправленных колебательных движений, которые в свою очередь передаются всаднику. Для того чтобы сохранить правильную посадку во время верховой езды всадник должен удерживать равновесие, координировать и синхронизировать свои движения. Таким образом, у пациента с ДЦП в работу включаются мышцы, находящиеся в бездействии в обычной жизни. Кроме того, верховая езда стимулирует развитие мелкой моторики, усидчивость и улучшает гармоничное восприятие окружающего мира у пациентов в том числе с нарушением психики различной тяжести. Важно, что в процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуации верховой езды в повседневную жизнь.

Показания к применению

Иппотерапия применяется для лечения пациентов с неврологическими и другими нарушениями, такими как аутизм, церебральный паралич[2], артрит, рассеянный склероз, черепно-мозговая травма,инсульт, травмы спинного мозга, поведенческие и психические расстройства. Эффективность иппотерапии по многим показаниям до конца не ясна, поэтому рекомендуются дальнейшие исследования. В отношении эффективности иппотерапии в лечении аутизма доказательств пока недостаточно[3]. Метод используется так же в случаях поражения слуха и зрения.

Результаты исследований в области Иппотерапии

Результатом исследования влияния программ иппотерапии на статическое равновесие и силу у подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями явилось как значительное улучшение силовых параметров, так и значительное улучшение в более сложных упражнениях на удержание равновесия (например, стояние на одной ноге). На основе полученных результатов был сделан следующий вывод: иппотерапия может использоваться в качестве эффективного инструмента, воздействующего на улучшение равновесия и силы у людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. [4]

Результаты другого исследования показывают, что иппотерапия может так же улучшать равновесие и походку у людей, страдающих рассеянным склерозом, проходящих амбулаторное лечение. [5]

Одно из пока еще не многочисленных исследований изучило, как реабилитация методом лечебной верховой езды влияет на общую тяжесть симптомов аутизма у детей, страдающих расстройствами аутического спектра. Для проведения исследования использовалась шкала определения детского аутизма(CARS)[1] и шкала взаимодействия родителей и детей Тимберлауна. В первичной фазе проведения верховой терапии шкала CARS не показала никаких изменений. Однако после проведения 3-х и 6-и месячных занятий было отмечено снижение симптоматики аутизма. Шкала Тимберлауна показала значительные улучшения в настроении и тоне после 3-х и 6-и месяцев верховой езды, а также незначительные улучшения в снижении негативных проявлений после 6-и месячной программы реабилитации. Измерение параметров качества жизни родителей так же показало улучшения. [6]

История Иппотерапии в мире

Концепция иппотерапии находит свое раннее письменное упоминание со времен Древней Греции в трудах Гиппократа[7]. В середине XVIII века энциклопедист Дени Дидро в трактате «О верховой езде и её значении для того, чтобы сохранить здоровье и снова его обрести» писал: «Среди физических упражнений первое место принадлежит верховой езде. С её помощью можно лечить много болезней, но возможно также и их предупреждать, как только они проявляются». Но только в конце XIX столетия началось научное изучение влияния верховой езды на организм человека и её целенаправленное использование в лечебных целях.

Тем не менее, иппотерапия как формализованная дисциплина не была разработана до 1960 года, когда она начала использоваться в Германии, Австрии и Швейцарии в качестве дополнения к традиционной физической терапии. В Германии иппотерапия начиналась как лечение с применением физиотерапевта, специально обученной лошади и коновода. Теория физиотерапии была применена на практике: физиотерапевт давал инструкции коноводу. Движения лошади были тщательно модулированы таким образом, чтобы они оказывали лечебное воздействие на нервно-мышечные импульсы в организме пациента[обтекаемые выражения].

Первая стандартизированная программа в сфере иппотерапии сформулирована в конце 1980-х годов группой канадских и американских терапевтов, которые ездили в Германию, чтобы перенести знания о новом методе в Северную Америку. Метод был формализовал в США в 1992 году вместе с созданием Американский Иппотерапевтической Ассоциации (AHA).

В России история иппотерапии как метода реабилитации берёт своё начало с 1991 года, когда начал свою работу первый центр - ДЭЦ «Живая Нить». Центр провел основную работу по становлению этого метода как в России, так и в странах Ближнего Зарубежья.

Примечания

  1. И.И. Ионов "Развитие межполушароного взаимодействия на занятиях иппотерапией" - сборник материалов IV Межрегиональной Конференции «Иппотерапия. Инвалидный конный спорт. Опыт и перспективы» 01-02 мая 2011 года, Санкт – Петербург
  2. Zadnikar M, Kastrin A. Effects of hippotherapy and therapeutic horseback riding on postural control or balance in children with cerebral palsy: a meta-analysis (англ.) // Dev Med Child Neurol. : Epub.. — 2011. — Т. 53. — № 8. — PMID 21729249.
  3. "Clinical Policy Bulletin: Hippotherapy (151)". Aetna Clinial Policy Bulletins. Aetna. 2010-04-23. Retrieved 17 August 2010.
  4. Giagazoglou P, Arabatzi F, Dipla K, Liga M, Kellis E. Effect of a hippotherapy intervention program on static balance and strength in adolescents with intellectual disabilities. (англ.) // Laboratory of Neuromechanics, Department of Physical Education and Sp orts Science, Aristotle University of Thessaloniki, Serres, Greece. : Epub.. — 2012. — PMID 22853887.
  5. Muñoz-Lasa S, Ferriero G, Valero R, Gomez-Muñiz F, Rabini A, Varela E. Effect of therapeutic horseback riding on balance and gait of people with multiple sclerosis. (англ.) // Universidad Complutense, Dept. de Medicina Física y Rehabilitación, Madrid, España.. : Epub.. — 2011. — PMID 22452106.
  6. Kern JK, Fletcher CL, Garver CR, Mehta JA, Grannemann BD, Knox KR, Richardson TA, Trivedi MH. Prospective trial of equine-assisted activities in autism spectrum disorder (англ.) // Research Department, Autism Treatment Center, Dallas, Texas, USA. : Epub.. — 2011. — PMID 22164808.
  7. Грачев Л.К., Казаченко И.Ю., Роберт Н.С "Об опыте деятельности детского экологического центра "Живая Нить" – Москва, НИИ семьи 1997 г.

Ссылки

American Hippotherapy Association

Литература

  • «Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике» Учебные материалы и исследования Немецкого кураториума по терапевтической верховой езде (2 тома) МККИ, Москва 2003 - Deutsche Kuratorium für Therapeutisches Reiten
  • «Адаптивная (реабилитационная) верховая езда» Учебное пособие университета "Paris-Nord" МККИ, Москва 2003 год
  • Штраус, И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды. = Ingrid Strauß: Hippotherapie - neurophysiologische Behandlung mit und auf dem Pferd. Aufl. Hippokrates, Stuttgart 2000 ISBN 3-7773-1368-8 (Mit einem Beitr. zur Kinder-Hippotherapie von Emmy Tauffkirchen) / перевод с нем. — М.: Московский конноспортивный клуб инвалидов, 2000. — 102 с.

См. также

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 8 ноября 2012.

dik.academic.ru

верховая езда и иппотерапия. Детский спорт

Содержание:

Экскурсия на ипподром, безусловно, произведет впечатление на любого ребенка, а для некоторых детей общение с лошадьми может стать настоящим лекарством.

В лошадях восхищает все — красота, грация, сила, скорость, обаяние, а главное — благородство и преданность. Лошади не терпят фальши — удивительно, но они чувствуют человека и его отношение к ним на расстоянии.

Дети входили в манеж с каким-то тихим трепетом, предвкушением чуда. Даже обычные для первоклашек шепотки и смешки стихли. А в углах манежа на привязи стояли удивительно красивые, точно светящиеся в падающих через высокие окна косых солнечных лучах, лошади. Для детей, впервые соприкоснувшихся с лошадьми так близко — настоящее чудо.

Человека всегда тянуло к этому необычайно благородному животному. Ведь общение с ним, даже короткая прогулка верхом, дарит массу позитивной энергии, заряд бодрости и хорошее настроение. Взрослый понимает это и сердцем, и разумом, а ребенок тянется к нему интуитивно.

Вряд ли найдется малыш, который, завидев очаровательного пони или его высокого и стройного "старшего брата", не тянул бы родителя за руку из всех ребячьих сил с мольбой: "Ну давай покатаемся!"

Всего здесь проживает около семидесяти лошадей. Каждая из них имеет свою "комнату" — денник. Снаружи на двери денника висят два мешочка с овсом — это обед и ужин хозяина апартаментов. В широком проходе между двумя рядами денников можно увидеть ящик с овсом, седла, попоны, упряжь, специальные щетки и др.

Знаете ли вы, что это удивительное травоядное животное летом на пастбище может съедать от 25 до 100 килограммов травы и выпивать 30-60 литров воды в сутки?!

Дети с удивлением обнаружили, что лошади отличаются друг от друга не только породой и ростом, но также мастью и отметинами... Забавно, но оказалось, что название масти лошади не всегда совпадает с тем цветом, который мы видим. К примеру, Руслан — белый, но масть его называется — серая. Если бы на теле Руслана встречались черные волоски, даже редкие, он бы считался темно-серым. Коричневая лошадь, у которой черные грива, хвост и низ ног, называется гнедой, а пятнистая — чубарой, и они — большая редкость.

А еще среди лошадей так же, как и среди людей, встречаются свои флегматики, меланхолики, сангвиники и холерики.

Если для ребенка температура от 37,5 до 38,5 °C — повышенная и, скорее всего, говорит о вирусной инфекции, то для лошади это абсолютно нормально. И дышим мы по-разному: в покое лошадь дышит примерно 8-16 раз в минуту. Но во время быстрой скачки частота ее дыхания увеличивается в 5-7 раз. А пульс или частота сердечных ударов во время резвой скачки с 30–40 ударов в минуту возрастает до 120–130. Еще один любопытный факт — в скелете лошади насчитывается 212 костей. Причем в нем отсутствуют кости ключицы, что позволяет животному совершать большой захват пространства передними конечностями.

У многих лошадок забавные имена: Степлер, Бархат, Лексус. А есть очень величественные и поэтичные: Ренессанс, Руслан, Манхэттен, Сокол. Породистым лошадям, как и собакам, имя дают, сочетая первые буквы в именах их родителей: мамы и папы. К примеру, родителей роскошной Пининфарины звали: Покорная и Игрок.

Лошади очень любят морковь, яблоки и сахар-рафинад, но это — десерт. Главный их корм все-таки овес. А вот в Италии, Испании, Португалии и особенно на Востоке лошади едят в основном ячмень.

Наконец, настало время для поездки верхом. И никто не струсил! Ощущать, как земля под тобой ходит ходуном и постоянно меняется центр тяжести, очень непривычно... Но так здорово!

Опасно ли это?
Говорят, что оптимальный возраст для занятий конным спортом — шесть лет.
Хотя конный спорт, безусловно, потенциально травмоопасен, специалисты утверждают, что, как показывает практика, на уроках физкультуры дети получают травмы чаще, чем при занятиях верховой ездой. Верхнего возрастного предела для начала занятий нет — можно увлечься верховой ездой и на пенсии.

Необычный доктор

Лошадь — не только хороший друг, помощник, но и доктор. Иппотерапия известна с самых древних времен, но в нашей стране ей серьезно начали заниматься всего лет двадцать назад. Общеизвестно, что иппотерапия очень помогает детям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, но это — не единственное показание к более близкому знакомству с необычным "доктором".

Сегодня специалисты говорят о том, что общение с лошадьми также полезно деткам с гипертонической болезнью 1 и 2 стадии, аутизмом, афазией, гидроцефалией, заболеваниями крови, полиомиелитом, рассеянным склерозом и с другими заболеваниями.

Считается, что абсолютных противопоказаний для иппотерапии нет. А относительные противопоказания — это серьезные сердечно-сосудистые заболевания, сколиоз 3-4 степени, а также вывихи, подвывихи, нестабильность тазобедренных суставов.

Что лечит лошадь?

Существует два направления иппотерапии: физическая реабилитация, когда специально подобранные комплексы упражнений тренируют определенные мышцы, и психологическая реабилитация, другими словами, коррекция психоэмоциональной сферы.

Физическая реабилитация

Иппотерапия развивает физическую активность малыша, способствует восстановлению нарушенных функций, улучшает или восстанавливает утраченные навыки и помогает формировать новые. По сути, верховая езда — это особая форма лечебной физкультуры, где в качестве спортивного снаряда выступает... лошадь, живое существо.

При верховой езде обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц тела больного ребенка. Происходит это рефлекторно, поскольку, двигаясь вместе с лошадью, всадник вынужден стараться сохранить равновесие, чтобы не упасть. Таким образом, побуждаются к активности и здоровые, и пораженные болезнью мышцы тела.

Психологическая реабилитация

Считается, что ребятишки, поведение которых в школе, семье отклоняется от общепринятых норм — "трудные" дети — часто чувствуют себя неудачниками, готовы к проигрышу. Такой ребенок ощущает глубокое уныние, у него бывают приступы дурного настроения.

Девиантное поведение может быть попыткой привлечь внимание, доказать себе и окружающим собственную значимость, или, напротив, отомстить за свои неудачи. Работа в конюшне, забота о лошадях, содержание в порядке снаряжения, участие в общем труде дает ребенку с нарушением поведения возможность приобщиться к жизни команды и получить удовлетворение от хорошо выполненной работы.

Для детей с задержкой психического развития верховая езда — это тоже шанс обрести веру в себя.

Несмотря на то, что часто эти дети неуклюжи, понимание сложных инструкций у них нарушено, они могут и хотят ездить на лошади.

Дети, страдающие аутизмом, живут в своем мире, отгороженном от всего внешнего, и не умеют полноценно общаться с окружающим миром. Активная деятельность и многократное повторение движений помогает им избавиться от страхов, обрести любимые занятия для развития способностей и формирования интеллекта. Верховая езда — отличная возможность для этого.

А еще она полезна для детей с нарушением зрения и слуха. Способы обучения у таких детей разные: для глухих детей эффективно использование метода подражания, для слепых — четкие инструкции и многократное повторение. Слепым детям также необходимо, чтобы инструктор рассказывал и описывал то, что он видит вокруг. Детям с нарушениями слуха и зрения трудно дается самостоятельная деятельность, они чувствуют себя неуспешными. Верховая езда дает им те переживания, которых они часто лишены: эмоциональную приподнятость, радостное волнение при достижении цели.

И для любого человека — маленького и взрослого, здорового и не очень — прогулка верхом на коне станет отличным способом обретения внутренней гармонии.

www.7ya.ru

Иппотерапия: особенности, лечение, противопоказания, фото

Общение человека с некоторыми животными оказывает оздоровительный эффект при ряде заболеваний. Иппотерапия — это одно из направлений реабилитации. Ее основа заключается в комплексном сочетании приемов воздействия на психику человека посредством общения с лошадью. Применяется в лечении неврологических расстройств.

Что такое иппотерапия

Методика представляет собой лечебную верховую езду. Телесно-ориентированный и когнитивный контакт с лошадью оказывает укрепляющее воздействие на человеческий организм. Учеными подтвержден биомеханический эффект терапии. Лечение включает в себя:
  • верховую езду;
  • уход за лошадью;
  • эмоциональный контакт с животным.

История иппотерапии началась еще во времена Древней Греции. Принципы методики упоминаются в трудах Гиппократа. Научные исследования оздоровительной верховой езды стали проводить лишь в конце XIX в. Официальной дисциплины не существовало до середины XX в. Приемы методики впервые стали применяться в Германии, Швейцарии и Австрии. Они использовались в комплексе с традиционным лечением в качестве вспомогательного метода. Под руководством физиотерапевта коновод модулировал движения лошади, чтобы они воздействовали на нервно-мышечные импульсы.

Множество обсуждений вызвало событие, произошедшее в 1953 г. с женщиной, у которой был диагностирован полиомиелит. Благодаря лечебной верховой езде она не только стала ходить, но и завоевала серебряную медаль на скачках во время участия в Паралимпийских играх.

Постепенно формируется понятие иппотерапии, как и называется метод в современной медицине. Первый стандарт программы был разработан в 80-х гг. XX в. американскими и канадскими учеными после изучения методики в Германии. Чуть позднее была создана Американская Иппотерапевтическая Ассоциация. В России первый центр, практикующий это направление реабилитации, был открыт в 1991 г.

Отличительные особенности

Лошадь является эмпатом, т.е. обладает способностью перенимать эмоциональное состояние человека. Животное чутко воспринимает слова, мимику, поведение и жесты человека, помогая снять напряжение и подавленное состояние психики. Методика работает как разновидность лечебной физкультуры, базируется на взаимодействии с движениями коня. Лошадь для иппотерапии выбирают с подходящим темпераментом и качеством походки.

Тщательно подбирается седло для иппотерапии. Оно должно быть приспособлено для людей с ограниченными возможностями. Его конструкция позволяет поддерживать правильную осанку, мягкость и глубина посадки обеспечивают защиту от ударов. Непроизвольные движения ног блокируются анатомическими бенфуторами. Используются страховочные ремни для фиксации нижних конечностей.

Данное реабилитационное направление находит широкое применение в психосоциальной интеграции инвалидов. Отмечается высокая эффективность при коррекции:
  • функциональных нарушений двигательного аппарата;
  • неврологических и психических расстройств.

Главным преимуществом метода является комплексное воздействие при лечении различных патологий. Стандартные восстановительные техники не дают такого эффекта, действуя односторонне.

Лечение

Данный метод реабилитации имеет широкую сферу применения. Эффективность направления отмечается у пациентов любого возраста. Применяется иппотерапия для взрослых и маленьких пациентов. Разработаны специальные упражнения для детей с аутизмом, расстройством двигательной функции. Отмечена высокая результативность иппотерапии при ДЦП. Другими показаниями к прохождению курса терапии являются:
  • болезнь Дауна;
  • функциональные нарушения органов чувств, потеря зрения и слуха;
  • полиомиелит;
  • инсульт;
  • патологии суставов и позвоночника;
  • артрит;
  • психические расстройства;
  • рассеянный склероз;
  • атаксия;
  • девиантное поведение;
  • афазия;
  • черепно-мозговые травмы;
  • травмирование спинного мозга;
  • послеоперационное восстановление.
Иппотерапия для детей с ОВЗ назначается для развития мелкой моторики, усидчивости и гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Терапевтическое действие для детей-инвалидов и взрослых пациентов характеризуется следующим:
  1. Улучшение равновесия.
  2. Тренировка мышц, активация двигательной активности.
  3. Восстановление утраченных навыков.
  4. Стимулирование кровообращения.
  5. Осуществление микромассажа конечностей всадника.
  6. Улучшение работы эндокринной и нервной систем.
  7. Стабилизация координации в пространстве.
  8. Повышение самооценки.

На фоне прохождения курса реабилитации наблюдается выраженное улучшение эмоционального состояния.

Противопоказания

Главным условием занятий является врачебный контроль результативности терапии и комплексное применение других методов лечения. Верховая езда имеет ряд противопоказаний:
  • хрупкость и ломкость костной ткани;
  • эпилепсия;
  • гемофилия;
  • сколиоз III и IV степени;
  • аллергия на шерсть животного;
  • острые формы патологий.

Еще одним важным фактором для результативного проведения занятий является наличие желания проходить данный вид терапии. Если контакт с лошадью отвергается и не приносит удовольствия, будет сложно добиться положительных результатов.

Основные упражнения в рамках иппотерапии

Всаднику от лошади передаются двигательные импульсы, являющиеся аналогичными движениям при ходьбе. Вибрация мышц спины животного оказывает разогревающее и массирующее действия. Во время верховой езды движения лошади воздействуют на мышцы внутренней стороны бедер, икроножной области, ступней. В процессе занятия рефлекторно задействованы все группы мышц.

Если больной не в состоянии сесть на лошадь, езду начинают в полулежащем положении. Тело отклоняется, а ноги размещаются ближе к шее животного. С течением времени развивается стремление самостоятельно сесть и держаться на коне.

Методы подхода к иппотерапии включают большое количество упражнений, из которых подбирают наиболее эффективные. Методологические основы базируются на 4 направлениях:
  1. Больной лежит на спине лошади. Под руководством инструктора животное медленно передвигается по круговой траектории. Туловище наездника может располагаться вдоль тела животного или поперек. Упражнения могут выполняться с расслабленными конечностями или упором на локти. Такая техника подходит для детей с ДЦП, лечения паралича и других нарушений двигательного аппарата.
  2. Верховая езда является более динамичной техникой. Наездник сидит с прямой спиной, находясь лицом или спиной к голове лошади. Руки опущены вдоль тела. Больной может сидеть боком с опущенными конечностями, повернув лицо в любую из сторон по рекомендации врача. Лошадь водят по кругу, а инструктор руководит движениями больного. Возможно применение вспомогательных принадлежностей: мячиков, палок и лент. Такой вариант упражнений назначается детям старше полугода.
  3. Для детей с ЗПР подбираются упражнения для коррекции психоэмоциональных нарушений. Применяется техника отвлечения, переключения внимания. Устанавливается контакт лошади и больного. Добиваются полного доверия, чтобы в дальнейшем выполнять гимнастические упражнения верхом. Этот процесс называется терапевтической вольтижировкой.
  4. Чтобы больной научился абстрагироваться от окружающего мира, поборол застенчивость, используют технику установления психологического контакта. Весь день проводится с инструктором, который учит ухаживать и общаться с лошадью.
Занятия могут проходить в группах или индивидуально. Чтобы лечение проходило с положительной динамикой, необходимо соблюдать все этапы терапии:
  1. Знакомство с животным. Создается благоприятное впечатление от первой встречи с лошадью. Инструктор позволяет погладить коня, покормить. Следует терпеливо подождать спокойного поведения животного.
  2. Посадка. На начальном этапе обучения посадка проходит пассивно, иногда — принудительно. Больной не способен самостоятельно сесть верхом. Задача инструктора — уменьшать с каждым последующим занятием свою роль в этом процессе, побуждая человека делать самостоятельные попытки.
  3. Пробная тренировка. Больной заинтересовывается животным, привыкает к нему. Проводится оценка возможностей пациента инструктором, иппотерапевт подбирает наиболее эффективные упражнения и разрабатывает план тренировок.

Затем наступает основной этап, включающий регулярные занятия согласно подобранной программе. Под наблюдением врача упражнения могут корректироваться, ориентируясь на состояние больного. Проводится мониторинг результатов и психологического здоровья после тренировок.

loshadi.info

ее роль в реабилитации детей

Уже давно ни для кого не является секретом тот факт, что верховая езда положительно влияет на физическое и психическое здоровье человека. Сейчас иппотерапия (лечение различных заболеваний с помощью верховой езды) признана официальной медициной и стала таким же обычным делом, как и лечебная физкультура. Но, как выясняется, иногда людям для того, что бы поправить здоровье или улучшить настроение, вовсе не обязательно садиться в седло — достаточно всего лишь посмотреть на лошадь или погладить ее.

Лечебная верховая езда: иппотерапия полезна для детей с ДЦП

Все-таки лошади — весьма удивительные существа! Многие люди спокойно, без всякого страха подходят к ним и достаточно быстро и легко устанавливают контакт, еще быстрее, чем это получилось бы у них с незнакомыми людьми.

Иппотерапия как элемент реабилитации детей

Может быть, именно поэтому большинство психологов рекомендуют тем детям, у которых имеются проблемы с общением, чаще взаимодействовать с лошадьми.

Ведь недаром говорят заводчики лошадей: "Лошадь это не только доктор, но и учитель".

Она может научить человека очень многому, причем без резких эмоций и критики.

Это утверждение, по всей видимости, считают справедливым и сотрудники КСК "Кремлевская школа верховой езды". В июне этого года, во время проведения Всероссийских детских соревнований по выездке они пригласили посмотреть на лошадей и пообщаться с ними детей из Рошальского социально-реабилитационного центра, которых опекает благотворительный фонд "Виктория".

Показаниям к иппотерапии считаются:

  • сколиоз 1,2 степени или иные нарушения позвоночника;
  • разнообразные нарушения суставов;
  • неврозы;
  • нарушения слуха и зрения;
  • полиомелит;
  • инсульты и др.

Этот день прошел для юных зрителей весьма бурно и насыщенно. Сначала дети и их сопровождающие из "Виктории" посетили лошадей в конюшне на территории "КШВЕ", где им была предоставлена возможность не только посмотреть на этих удивительных животных, но и погладить их и даже покормить.

Потом они с удовольствием посмотрели на заключительные соревнования по выездке. Было видно, что великолепная подготовка юных всадниц и неподражаемые грация и изящество их лошадей вызвали у юных зрителей самый искренний восторг.

Лошадь не только доктор, но учитель

Шквалом бурных аплодисментов воспитанники Рошальского социально-реабилитационного центра встретили заключительную часть праздника — выступление совместной команды Кавалерийского почетного эскорта Президентского полка и Кремлевской школы верховой езды. Изумительные трюки умелых наездников и красивые, завораживающие движения их четвероногих партнеров поразили детей до глубины души. Замерев и открыв рты от изумления, ребята, не отрывая глаз, следили за великолепным зрелищем. Было ясно и без всяких комментариев, что этот день они никогда не забудут.

Пока ребята вовсю наслаждались фантастически красивым зрелищем, одна из сопровождающих, сотрудница детского фонда "Виктория" Елена Егорова рассказала мне о том, почему с ее точки зрения дети очень любят общаться с лошадьми.

— Елена, как Вы считаете, лошади благотворно влияют на тех, кто с ними общается?

— Без всякого сомнения. И вот Вам конкретный пример. Наши дети сегодня приехали рано, очень устали после 5 часов езды. Во время экскурсии по конюшне им удалось погладить лошадей и покормить их морковкой, после чего они сразу же взбодрились, засияли улыбками и уже не хотели уходить оттуда.

— Получается, что одно только общение с лошадью повышает настроение?

— Конечно. Даже у взрослых это происходит, кстати, нам, сопровождающим, после всего этого тоже не хотелось расставаться с лошадьми.

— Как Вы думаете, в чем секрет лошадиного очарования?

— Я думаю, секрет в том, что лошадь — это большое и одновременно доброе животное. Его доброжелательный настрой сразу чувствуется, кроме того, я уверена, что лошади понимают, что перед ними дети и поэтому ведут себя очень осторожно.

— А дети до сегодняшнего дня имели возможность вот так близко подойти к лошади, пообщаться?

Лошади помогают детям в реабилитации

— Нет, у этих конкретных ребят сегодня был первый близкий контакт с лошадьми. Хотя до этого другие дети из центра уже были здесь на экскурсии и общались с этими удивительными животными.

— Как Вы думаете, может быть в дальнейшем кто-нибудь из них захочет заняться конным спортом?

— Трудно сказать. Но я абсолютно уверена в том, что все они в дальнейшем будут продолжать общение с лошадьми.

— Елена, скажите, пожалуйста, нужно ли государственным и общественным организациям всячески способствовать развитию детского конного спорта в России?

— Да, поскольку кроме физического здоровья этот вид спорта развивает чувство партнерства, ведь с лошадью нужно быть партнером и ни как иначе. Да и само общение с этими животными, а также уход за ними и другая забота — все это очень хорошо влияет на детей.

А между тем содержать лошадь совсем непросто. Среди основных рекомендаций, которые следует учитывать при кормлении коней, выделяют:

Четкий график выдачи кормов желательно, чтобы пищеварительные органы животного были заняты в течение всего дня
Постоянное жевание физиологически лошадь приспособлена к тому, что в любое время дня у нее есть постоянный доступ к подножному корму на пастбище.
Отсутствие резких изменений рациона в кишечнике коня постоянно находятся микроорганизмы, которые отвечают за переваривание определенного типа кормов.
Доступ к воде среднестатистическая суточная потребность коня в воде составляет примерно 35 литров, но летом этот показатель может увеличиваться из-за жары.

Как видим, одно лишь общение с лошадью может много дать детям. Поэтому большое спасибо сотрудникам КСК "Кремлевская школа верховой езды" за то, что они предоставили эту возможность данного общения тем детям, которые очень в нем нуждаются.

Читайте также:

Какова специфика работы конной полиции

Кататься на лошади — это здорово!

www.pravda.ru

Иппотерапия — Википедия. Что такое Иппотерапия

Иппотерапия (от др.-греч. ἵππος «лошадь») — метод реабилитации посредством лечебной верховой езды[источник не указан 263 дня].

Принципы воздействия

Уникальность иппотерапии заключается в гармоничном сочетании телесно-ориентированных и когнитивных приемов воздействия на психику пациента[1]. Лечебная верховая езда в целом оказывает биомеханическое воздействие на организм человека, укрепляя его. Например, она передает всаднику двигательные импульсы, аналогичные движениям человека при ходьбе. Движения мышц спины лошади, состоящие из множества элементов, оказывают массирующее и мягкое разогревающее (температура лошади на 1,5 градуса выше, чем у человека) воздействие на мышцы ног всадника и органы малого таза, что усиливает кровоток в конечностях. На шагу лошади — основном аллюре, применяющемся в иппотерапии, — лошадь совершает около 110 разнонаправленных колебательных движений, которые в свою очередь передаются всаднику. Для того чтобы сохранить правильную посадку во время верховой езды всадник должен удерживать равновесие, координировать и синхронизировать свои движения. Таким образом, у пациента с ДЦП в работу включаются мышцы, находящиеся в бездействии в обычной жизни. Кроме того, верховая езда стимулирует развитие мелкой моторики, усидчивость и улучшает гармоничное восприятие окружающего мира у пациентов, в том числе с нарушением психики различной тяжести. Важно, что в процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуации верховой езды в повседневную жизнь.

Показания к применению

Иппотерапия применяется для реабилитации пациентов с неврологическими и другими нарушениями, такими как аутизм, церебральный паралич[2], артрит, рассеянный склероз, черепно-мозговая травма, инсульт, травмы спинного мозга, поведенческие и психические расстройства. Эффективность иппотерапии по многим показаниям до конца не ясна, поэтому рекомендуются дальнейшие исследования. В отношении эффективности иппотерапии в лечении аутизма доказательств пока недостаточно[3]. Метод используется также в случаях поражения слуха и зрения.

Результаты исследований в области Иппотерапии

Результатом исследования влияния программ иппотерапии на статическое равновесие и силу у подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями явилось как значительное улучшение силовых параметров, так и значительное улучшение в более сложных упражнениях на удержание равновесия (например, стояние на одной ноге). На основе полученных результатов был сделан следующий вывод: иппотерапия может использоваться в качестве эффективного инструмента, воздействующего на улучшение равновесия и силы у людей с ограниченными интеллектуальными возможностями.[4]

Результаты другого исследования показывают, что иппотерапия может также улучшать равновесие и походку у людей, страдающих рассеянным склерозом, проходящих амбулаторное лечение.[5]

Одно из пока еще немногочисленных исследований изучило, как реабилитация методом лечебной верховой езды влияет на общую тяжесть симптомов аутизма у детей, страдающих расстройствами аутического спектра. Для проведения исследования использовалась шкала определения детского аутизма(CARS)[1] и шкала взаимодействия родителей и детей Тимберлауна. В первичной фазе проведения верховой терапии шкала CARS не показала никаких изменений. Однако после проведения 3-х и 6-и месячных занятий было отмечено снижение симптоматики аутизма. Шкала Тимберлауна показала значительные улучшения в настроении и тоне после 3-х и 6-и месяцев верховой езды, а также незначительные улучшения в снижении негативных проявлений после 6-и месячной программы реабилитации. Измерение параметров качества жизни родителей также показало улучшения.[6]

История Иппотерапии в мире

Концепция иппотерапии находит своё раннее письменное упоминание со времен Древней Греции в трудах Гиппократа[7]. В середине XVIII века энциклопедист Дени Дидро в трактате «О верховой езде и её значении для того, чтобы сохранить здоровье и снова его обрести» писал: «Среди физических упражнений первое место принадлежит верховой езде. С её помощью можно лечить много болезней, но возможно также и их предупреждать, как только они проявляются». Но только в конце XIX столетия началось научное изучение влияния верховой езды на организм человека и её целенаправленное использование в лечебных целях.

Тем не менее, иппотерапия как формализованная дисциплина не была разработана до 1960 года, когда она начала использоваться в Германии, Австрии и Швейцарии в качестве дополнения к традиционной физической терапии. В Германии иппотерапия начиналась как лечение с применением физиотерапевта, специально обученной лошади и коновода. Теория физиотерапии была применена на практике: физиотерапевт давал инструкции коноводу. Движения лошади были тщательно модулированы таким образом, чтобы они оказывали лечебное воздействие на нервно-мышечные импульсы в организме пациента[обтекаемое выражение].

Первая стандартизированная программа в сфере иппотерапии сформулирована в конце 1980-х годов группой канадских и американских терапевтов, которые ездили в Германию, чтобы перенести знания о новом методе в Северную Америку. Метод был формализован в США в 1992 году вместе с созданием Американской Иппотерапевтической Ассоциации (AHA).

В России история иппотерапии как метода реабилитации берёт своё начало с 1991 года, когда начал свою работу первый центр — ДЭЦ «Живая Нить». Центр провел основную работу по становлению этого метода как в России, так и в странах Ближнего Зарубежья.

Примечания

  1. ↑ И. И. Ионов «Развитие межполушароного взаимодействия на занятиях иппотерапией» — сборник материалов IV Межрегиональной Конференции «Иппотерапия. Инвалидный конный спорт. Опыт и перспективы» 01-02 мая 2011 года, Санкт — Петербург
  2. Zadnikar M, Kastrin A. Effects of hippotherapy and therapeutic horseback riding on postural control or balance in children with cerebral palsy: a meta-analysis (англ.) // Dev Med Child Neurol. : Epub.. — 2011. — Vol. 53, no. 8. — PMID 21729249.
  3. ↑ «Clinical Policy Bulletin: Hippotherapy (151)». Aetna Clinial Policy Bulletins. Aetna. 2010-04-23. Retrieved 17 August 2010.
  4. Giagazoglou P, Arabatzi F, Dipla K, Liga M, Kellis E. Effect of a hippotherapy intervention program on static balance and strength in adolescents with intellectual disabilities. (англ.) // Laboratory of Neuromechanics, Department of Physical Education and Sp orts Science, Aristotle University of Thessaloniki, Serres, Greece. : Epub.. — 2012. — PMID 22853887.
  5. Muñoz-Lasa S, Ferriero G, Valero R, Gomez-Muñiz F, Rabini A, Varela E. Effect of therapeutic horseback riding on balance and gait of people with multiple sclerosis. (англ.) // Universidad Complutense, Dept. de Medicina Física y Rehabilitación, Madrid, España.. : Epub.. — 2011. — PMID 22452106.
  6. Kern JK, Fletcher CL, Garver CR, Mehta JA, Grannemann BD, Knox KR, Richardson TA, Trivedi MH. Prospective trial of equine-assisted activities in autism spectrum disorder (англ.) // Research Department, Autism Treatment Center, Dallas, Texas, USA. : Epub.. — 2011. — PMID 22164808.
  7. ↑ Грачев Л. К., Казаченко И. Ю., Роберт Н.С "Об опыте деятельности детского экологического центра «Живая Нить» — Москва, НИИ семьи 1997 г.

Ссылки

Литература

  • «Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике» Учебные материалы и исследования Немецкого кураториума по терапевтической верховой езде (2 тома) МККИ, Москва 2003 — Deutsche Kuratorium für Therapeutisches Reiten
  • «Адаптивная (реабилитационная) верховая езда» Учебное пособие университета «Paris-Nord» МККИ, Москва 2003 год
  • Штраус, И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды. = Ingrid Strauß: Hippotherapie - neurophysiologische Behandlung mit und auf dem Pferd. Aufl. Hippokrates, Stuttgart 2000 ISBN 3-7773-1368-8 (Mit einem Beitr. zur Kinder-Hippotherapie von Emmy Tauffkirchen) / перевод с нем. — М.: Московский конноспортивный клуб инвалидов, 2000. — 102 с.

См. также

wiki.bio


Смотрите также

Женские новости :)