Наша рассылка!
Новости сайта Модно-Красиво.ру Вы можете получать прямо на мейл
Рассылки Subscribe.Ru

Подписаться письмом

Сурдология что это такое


Сурдология – насколько эта специальность медицинская? » Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования (РМАНПО)

Сурдология – насколько эта специальность медицинская?

У некоторых людей слово «сурдология» ассоциируется с сурдопереводом, а если быть точнее - с женщиной в нижнем левом углу телевизора, которая дублирует на жестовом языке важную информацию из спецвыпуска новостей. Так начнем же развеивать сомнения.

Неширокая известность этого термина связана в основном с редкостью  этой медицинской специальности, что подразумевает небольшое количество людей, которым требуется помощь в данной области (порядка 6-8% населения). Тем не менее, для этих пациентов врачи-сурдологи могут сделать очень многое и сильно изменить их жизни.

Слово «сурдоло́гия» состоит из латинского корня «surdus» — «глухой» и небезызвестного древнегреческого «λόγος» — «учение». То есть, сурдологи работают с людьми, у которых имеются те или иные проблемы с восприятием звука: они включают в себя как снижение слуха, так и появление шума в ушах (тиннитус).

На рисунке представлены звуки различной громкости и способность к их восприятию при различных степенях потери слуха. При первой степени пациент не слышит шелест листвы и пение птиц, при второй - некоторые тихие согласные, ухудшается разборчивость речи. Третья, четвертая степени и глухота считаются тяжелыми – у пациента возникают проблемы с общением и социальной адаптацией. 


Людям с нарушением слуха недоступно гораздо больше, чем мы себе представляем. Повседневное общение можно частично заменить жестовым языком или написанием слов на бумаге, но вызов экстренных служб, сигнализация, гудок автомобиля или поезда остаются недосягаемыми для глухих людей. Человек с односторонней глухотой, казалось бы,  ничего не теряет, но  у него возникают проблемы с локализацией звука, и  ребенок с таким нарушением рискует потеряться.

О причинах вышеперечисленных нарушений следует знать врачам различных специальностей, так как отчасти в проблеме снижения слуха имеют место ятрогении. К сожалению, не всегда медицинские работники предупреждают о побочных эффектах ототоксичных препаратов (диуретики: фуросемид, антибиотики: аминогликозиды, эритромицин, и т. д.). Также важно знать остальные факторы, приводящие к снижению слуха: некоторые инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, гемолитическая желтуха, заболевания во время беременности матери пациента (краснуха), а также воздействия профессиональных вредностей на представителей некоторых специальностей.

Дети с потерей слуха без технических средств реабилитации (слухопротезирование с помощью слуховых аппаратов, кохлеарная имплантация) не могут научиться разговаривать! Задача сурдолога состоит в раннем выявлении нарушения слуха у ребенка и предоставлении ему возможности слышать. А в пожилом возрасте, при отсутствии коррекции нарушений слуха, недостаток слуховой информации приводит как к проблемам с общением, так и к деградации когнитивных способностей мозга.

Одной рукой сурдология держится за оториноларингологию, а другой - за сурдопедагогику. То есть, в одних случаях, сурдологи проводят с оториноларингологами, а иногда и с нейрохирургами, сложные многочасовые операции на ухе, в том числе и кохлеарную имплантацию (позволяющую людям с глубоким уровнем поражения органа слуха адаптироваться и общаться с помощью речи со слышащими людьми). В других случаях  сурдологи проводят консультации, сложные исследования, а также настройку кохлеарных имплантов и слуховых аппаратов вместе с сурдопедагогами.

Врач-сурдолог может обойтись без знания жестового языка, т. к. социальной адаптацией людей, у которых коррекция нарушений слуха невозможна, занимаются исключительно сурдопедагоги. Для этого существуют дактильная азбука и язык глухих. Дактильная азбука - это вспомогательная система жестового языка, в которой каждому жесту кисти одной руки соответствует буква русского языка. А язык глухих - самостоятельный, международный язык, состоящий уже из комбинации жестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела.

Сурдология в РМАПО была основана в 2002 году в виде курса сурдологии в составе кафедры оториноларингологии и была преобразована в 2005 году в самостоятельную дисциплину. Заведует кафедрой доктор медицинских наук, профессор Таварткиладзе Георгий Абелович, заведующий учебной частью – кандидат медицинских наук, доцент, Маркова Мария Владимировна. Создание кафедры на базе Российского научно-практического центра аудиологии и слухопротезирования позволяет обеспечить высокий уровень преподавания дисциплины и демонстрировать внедрение новых разработок в диагностике и лечении больных с различными формами тугоухости и глухоты.

Главная цель сурдологии – обеспечить пациенту такое же общение, как и у людей с хорошим слухом, вернуть к жизнедеятельности один из 5 органов чувств, столь важный для человека,   и изменить его жизнь к лучшему!

Ординатор 1-го года кафедры сурдологии,

Ижбулатова Яна


rmapo.ru

Сурдолог

 /  / 

Сурдолог

Отделения и центры

Методы лечения

Методы диагностики

Заболевания и симптомы

Сурдология, что это?

Это одна из узких специализаций оториноларингологии. В переводе с латинского языка сурдология означает surdos-глухой, logos-учение. Сурдология - это наука об одном из важных органов чувств человека, как СЛУХ. Слух является самым интеллектуальным и очень эмоциональным органом чувств. Слуховая система тесно связана с лимбической нервной системой, частью мозга, которая придает эмоциональную окраску нейтральным ощущениям. Даже малейшее нарушение слуха у человека нарушает его качество жизни.

«Невозможность видеть отделяет человека от вещей.
Невозможность слышать отделяет человека от людей.»
Иммануил Кант

Врач сурдолог занимается диагностикой и лечением различных форм тугоухости.

Выделяют:

  • Сенсоневральную тугоухость (патология звуковоспринимающего аппарата слухового анализатора).
  • Кондуктивная тугоухость (патология звукопроводящего аппарата слухового анализатора).
  • Смешанная тугоухость.

С какими жалобами обращаются к врачу-сурдологу?

  • Снижение слуха (внезапное или постепенное).
  • Плохая разборчивость речи.
  • Заложенность ушей.
  • Звон и шум в ушах.
  • Частые отиты.

В нашей клинике вы можете пройти обследование тональной аудиометрии и импедансометрии. Аудиометрия - определение порога звуковосприятия при воздушном и костном проведении. Данный метод позволяет оценить вид тугоухости и степень снижения слуха.

Импедансная аудиометрия - измерение аккустического сопротивления среднего уха. С его помощью врач сурдолог получает объективную оценку о состоянии среднего и внутреннего уха.

Этот метод позволяет диагностировать такие заболевания:

  • Эксудативный средний отит.
  • Тубоотит.
  • Отосклероз.
  • Невриному слухового нерва.
  • Разрыв цепи слуховых косточек.

Наши специалисты

Записаться на прием в Самаре:

ponervu.ru

кто это и что лечит такой врач?

Врач-сурдолог — кто это и что лечит? Такой вопрос может возникнуть, когда терапевт направит вас к этому специалисту после осмотра. К сурдологу люди обычно обращаются, когда у них возникают какие-либо проблемы со слухом.

Наука сурдология

Сурдология — это раздел науки, который занимается слухом и органами слуха, то есть ушами. В отличие от отоларинголога данный специалист занимается проблемами среднего и внутреннего уха, то есть более глубокими поражениями слуха, чем всем известный ЛОР. Именно врач-отоларинголог чаще всего дает пациенту направление к сурдологу.

Типичными пациентами сурдолога являются люди, потерявшие слух. Это глухонемые. Естественно, в данном случае лечение невозможно, поэтому специалист подберет подходящий слуховой аппарат, который позволит улучшить состояние пациента. В некоторых случаях усилители позволяют пациенту получить хотя бы какой-то процент звуков внешнего мира.

Согласно статистике, многие люди даже не догадываются, что у них имеются слуховые проблемы, которые может определить только диагностика. Человеческий мозг устроен таким образом, что некоторые проблемы со слухом восполняются за счет резервов головного мозга. Между тем 10% всех людей имеют различные нарушения слуха, которые усугубляются прослушиванием музыки в наушниках, пребыванием в шумных местах, полученными травмами головы, перенесенными тяжелыми отитами. На самом деле подобных причин очень много. Это то, чем занимается врач-сурдолог.

Только этот специалист с максимальной точностью может сказать, насколько утерян слух у пациента, для чего используется метод аудиометрии — это основная диагностика.

Сурдолог является врачом в области отоларингологии. Только лечит сурдолог более специфические проблемы уха, среди которых могут быть врожденные и приобретенные заболевания органов слуха. Отоларинголог, в свою очередь, занимается воспалениями внутри уха. Внешние ушные заболевания врач-сурдолог не лечит.

В арсенале врача-сурдолога имеется целый инструментарий, с помощью которого он диагностирует патологии и после их выявления проводит лечение. Этот специалист работает в тесном контакте с другими узкими специалистами, например с хирургом. Однако зачастую врач, который занимается сурдологией, сам является хирургом, поэтому может проводить операции. Современный уровень развития медицины позволяет даже восстанавливать ушной хрящ из собственных ресурсов организма.

Врач-сурдолог является узким специалистом, поэтому на прием к нему может попасть далеко не каждый. В районной поликлинике этого специалиста не встретить. В каждой областной поликлинике наверняка имеется хотя бы 1 такой сурдолог. А это значит, что квалифицированного сурдолога найти совсем не просто.

К этому специалисту вполне можно обратиться самостоятельно, если вы часто переспрашиваете в разговоре с собеседником, постоянно недослышиваете, увеличиваете громкость телевизора, приемника. Это относится к взрослым.

Врач не только для взрослых

Что касается детей, то с ними надо обращаться к сурдологу, если наблюдаются нарушения речи или частичные нарушения слуха. Поводом для обращения к сурдологу являются также постоянные выделения из ушной раковины. Диагностика в случае с самыми маленькими пациентами такая же, как и со взрослыми.

Прием у любого сурдолога начинается с беседы, когда врач задает вопросы. После этого происходит осмотр уха снаружи и внутри. Затем следует аудиометрия, результаты которой являются основанием для назначения медикаментозного или оперативного лечения. Часто врач-сурдолог, кроме медикаментов, применяет для лечения физиотерапию.

Занимается сурдолог с пациентами при болезни Меньера (воспаление среднего уха), отометрии, акустической невриноме, старческой тугоухости. Это весьма серьезные заболевания, которые требуют обязательного лечения. Вот, что лечит врач.

Помните, что своевременное обращение к врачу является залогом сохранения слуха в будущем. Надо понимать, что уши являются одними из основных органов. С помощью ушных анализаторов человек получает большую часть информации о внешнем мире. Значительное ухудшение слуха способно доставить существенный дискомфорт любому человеку, потому к этому вопросу надо относиться как можно серьезнее. Вот, кто такой этот узкий специалист.

Специалисты-сурдологи имеются также и в педагогике. Они занимаются детьми с речевыми нарушениями.

bezotita.ru

Сурдопедагогика — Википедия

Сурдопедаго́гика (лат. surdus «глухой» + греч. paidagōgikē «искусство воспитания») — раздел сурдологии, изучающий проблемы, возникающие при обучении, получении образования глухими и слабослышащими пациентами (акупаты).

Падре де Леон со своим воспитанником — скульптура

Ранние попытки[править | править код]

Первый документально зафиксированный пример сурдопедагогики Средневековья относится к VII веку — Беда Достопочтенный зафиксировал для истории факт первой известной ему попытки обучить глухого ребёнка, предпринятой его современником — Джоном[en], епископом беверлийским. В 1550 г. первая в мире (из известных на сегодняшний день) школа для глухих была организована испанским монахом-бенедиктинцем Педро Понсе де Леоном[es] при Сан-Сальвадорском монастыре[es] в деревне Онья около Мадрида[1].

Систематизированное воспитание[править | править код]

Воспитательный дом в Москве

Важным этапом в осознании возможности обучения хотя бы части лиц с отклонениями в развитии является создание организованным по инициативе И. И. Бецкого и государственно-филантропическим обществом Воспитательного дома. Сведения об этом находятся в работе А. Г. Басовой.[2]

В 1764 году Государственно-филантропическое воспитательное общество открыло в Москве большой Воспитательный дом, рассчитанный на 1000 детей. Среди воспитанников Воспитательных домов было значительное количество детей физически неполноценных, в том числе глухонемых.[2]
Бецкой Иван Иванович

Сведения о системе воспитания и обучения в Воспитательных домах представлены в работе А. И. Дьячкова, который так характеризует эту систему:

Система воспитания и трудового обучения глухонемых в условиях воспитательного дома значительно сложнее, и построение её проходило на основе определённых педагогических принципов.[3]

Также имеются сведения, характеризующие требования, предъявлявшиеся к сотрудникам Воспитательных домов:

...воспитательно-педагогические требования предъявлялись не только к руководителям воспитания и трудового обучения глухонемых детей. Выдвигались педагогические требования гуманного отношения к детям и со стороны надзирательского состава. Принцип любовного отношения к детям и педагогическое значение личного примера как основы воспитания стоял в центре требований, предъявляемых к надзирательскому составу.[3]

Вот, что пишет автор о содержании воспитания и обучения в Воспитательных домах: «Физическому воспитанию „увечных“ детей уделялось особое внимание, так как физическое состояние этих детей всегда вызывало тревогу и требовало особенно заботливого отношения».[3] В процессе воспитания не ставилась задача воспитывать только послушных глухонемых детей, поэтому стремились развивать и воспитывать у них некоторые черты активности. В основном, система воспитания складывалась из следующих составляющих: «…физического и морального воспитания и трудового обучения».[4]

Здание Санкт-Петербургского училища глухонемых

В первой половине XIX века важные изменения произошли в обучении и воспитании глухонемых. В 1806 г. императрицей Марией Федоровной было открыто Санкт-Петербургское училище глухонемых — специализированное учебное заведение для глухонемых детей. Руководил училищем ксенз проф. Винцент-Ансельм Зыгмунт, ранее служивший наставником института глухонемых в Вене. Им были введены основы мимического метода обучения глухонемых детей аббата де Л’Эпе В 1810 г., по рекомендации директора Парижского института глухих аббата Сикара, в Россию был приглашен его ученик Жан Батист Жоффре, заведовавший начальной школой при Парижском институте глухих. В 1817 году было открыто Варшавское училище, в 1843 году в Одессе было открыто училище для глухонемых девочек.

Появились первые труды по обучению и воспитанию глухонемых детей: работа В. И. Флери (1835) и работа Г. А. Гурцева (1838).

А. И. Дьячков следующим образом характеризует цели, которые преследовались обучением и воспитанием глухонемых в первой половине XIX века:

...воспитание глухонемого ребёнка для участия в трудовой деятельности на основе развития его умственных и нравственных способностей.[3]

Как отмечает А. Г. Басова, обучение в училищах было платное и, несмотря на то, что имела место тенденция увеличения числа учащихся в Петербургском училище, тысячи глухонемых детей продолжали оставаться безграмотными.[2] В работе А. И. Дьячкова отмечается, что изменение отношения общества к образованию позволило улучшить состояние образования глухонемых. Так он пишет:

Во второй половине XIX в. под действием изменившихся социально-экономических условий в России... произошли изменения в социальном составе учащихся училищ для глухонемых: принимались дети ремесленников, крестьян и рабочих.[3]

Направленность воспитательного воздействия на подготовку детей к жизни просматривается в системах воспитания глухих детей. Это во многом связано с изменившимися социально-экономическими условиями, которые позволили принимать в учебные заведения детей крестьян и рабочих, что значительно расширило контингент учебных заведений и поставило перед ними иные задачи.[4]

Ведущими центрами воспитания и обучения детей с нарушениями слуха оставались Петербургское и Московское училища для глухонемых. Во второй половине XIX века в них расширяется трудовая подготовка, организуются мастерские, где воспитанники учатся разным ремёслам, освоение которых в последующем должно будет обеспечить им существование. В училищах ставится задача обучить воспитанников техническим знаниям.

А. И. Дьячков отмечает:

В течение второй половины XIX века цели воспитания глухонемых определяются как умственное и нравственное развитие и обучение техническим знаниям.[3]

Существенные изменения отношения к образованию глухонемых произошло в результате деятельности основанного в 1898 году, под покровительством императрицы Марии Федоровны Попечительства императрицы Марии о глухонемых. Эта благотворительная организация взяла на себя функции центрального органа, возглавившего дело призрения, обучения и воспитания глухонемых. Попечительство имело отделения во многих городах России.

Появляются региональные учебные заведения для детей с нарушениями слуха. Несмотря на малочисленность и затруднения в их финансировании, имеются примеры удачного воспитания детей с нарушениями слуха. Особое место среди таких заведений занимает Александровское училище-хутор для глухонемых детей, организованное в 1898 году. Здесь велась активная и целенаправленная воспитательная работа по подготовке детей с нарушениями слуха к жизни. Училище-хутор состояло из детского сада и училища для глухонемых. На хуторе много земли было отведено под сад, огород, метеорологическую и биологическую станции. В училище принимались дети преимущественно из крестьянских семей. С весны до осени ученики трудились в хозяйстве и этим окупали своё проживание и обучение. Кроме хозяйства на земле хутора был построен завод земледельческих машин и орудий и типография. Такое устройство было направлено на обеспечение в дальнейшем воспитанников школы-хутора и других глухих России рабочими местами. Заведовал учебной частью в училище известный сурдопедагог Н. М. Логовский. Несмотря на то, что социально-экономические условия не позволили учреждению развиваться в дальнейшем, опыт его организации является важным показателем возможности социализации детей с отклонениями в развитии.[4]

Н. Н. Малофеев отмечает большое значение училища-хутора для воспитания и обучения глухонемых детей и, прежде всего, их социально-педагогической адаптации к будущей жизни.

На рубеже XX века российская сеть училищ для глухих пополняется Мурзинской школой-хутором (1898) – уникальным специальным учебным заведением, вполне отвечающим духу политических реформ... Активность и целеустремлённость Александровского отдела попечительства и коллектива учебного комплекса вызывает восхищение, тем более, что рождение и становление школы пришлось на очень непростой отрезок времени в отечественной истории.[4]

Значительный вклад в развитие отечественной сурдопедагогики до 1917 года внесли: работавшие в Санкт-Петербургском училище глухонемых Гурцов, Георгий Александрович, Флери, Виктор Иванович, Спешнев, Яков Тимофеевич, Сиповский, Василий Дмитриевич, М. В. Богданов-Березовский, Остроградский, Александр Федорович, Енько Петр Дмитриевич, в Москве работали представители династии Рау Ф. А. Рау[5], Н. А. Рау[6], Ф. Ф. Рау[7], в Казани работала Е. Г. Ласточкина.

До революции были созданы предпосылки создания дифференцированной системы образования людей с нарушениями слуха. Эта система была создана в советский период и развивалась благодаря фундаментальным работам советских сурдопедагогов. Среди них:

  • Боскис Р. М. Особенности речевого развития при нарушении слухового анализатора у детей.
  • Зыков С. А. Обучение глухих детей по принципу формирования речевого общения.
  • Рау Ф. Ф. .Обучение глухонемых произношению.
  • Бельтюков В. И. Роль слухового восприятия при обучении тугоухих и глухонемых произношению.
  • Германов М. М. Компенсация коммуникативных ограничений, вызванных нарушением сенсорных функций, с помощью технических средств.
  • Зикеев А. Г. Развитие речи в системе специального обучения слабослышащих учащихся языку.
  • Коровин К. Г. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку.
  • Тимохин В. П. Исследование рациональных путей и способов применения технических средств в процессе формирования устной речи у глухих и слабослышащих учащихся.
  • Никитина М. И. Психолого-педагогические основы совершенствования литературного образования слабослышащих учащихся.
  • Марциновская Е. Н. Дидактические основы обучения и воспитания глухих школьников средствами предметно-практической деятельности.
  • Кузьмичёва Е. П. Система развития речевого слуха у глухих.
  • Зайцева Г. Л. Жестовая речь в системе обучения и воспитания взрослых глухих учащихся.
  • Халатян В. Г. Разработка дактильного алфавита для специальных школ с обучением на армянском языке.

Сурдопедагогика используется для обучения и помощи глухим и слабослышащим, в том числе поздно оглохшим, в обучении детей дошкольного и школьного возраста.

Одна из главных задач — формирование у детей с аномалиями слуха полноценной устной речи и обучение их специальному жестовому языку глухих.

Существует 2 методики обучения голосовой речи: т. н. «концентрический метод» и «коммуникативный метод» («погружение», при этом дети с аномалиями слуха в дальнейшем учатся вместе со слышащими детьми). Для слабослышащих широко применяют современные звукоусиливающие аппараты.

Система школ и интернатов для глухих[править | править код]

  1. Evans, Michelle ; Whittaker, Andrew. Sensory Awareness and Social Work. (англ.) — Southernhay East, Exeter: Learning Matters Ltd, 2010. — P.37 — 160 p. — ISBN 978-1-84445-291-0.
  2. 1 2 3 Басова А. Г. Очерки по истории сурдопедагогики в СССР. — М.: Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина, 1965. — С. 261.
  3. 1 2 3 4 5 6 Дьячков А. И. Воспитание и обучение глухонемых детей: историко-педагогическое исследование. — М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1957. — С. 348.
  4. 1 2 3 4 Малофеев Н. Н. Устроители школы для глухонемых детей обретают новое дыхание // Дефектология. — 2004. — № 2. — С. 54.
  5. ↑ Рау Фёдор Андреевич (1868 - 1957) (неопр.) (недоступная ссылка). Музей Института Коррекционной Педагогики РАО. Дата обращения 27 мая 2012. Архивировано 8 июля 2016 года.
  6. ↑ Рау Наталия Александровна (1870 - 1947) (неопр.). Музей Института Коррекционной Педагогики РАО. Дата обращения 27 мая 2012.
  7. ↑ Рау Фёдор Фёдорович (1910 - 1977) (неопр.) (недоступная ссылка). Музей Института Коррекционной Педагогики РАО. Дата обращения 27 мая 2012. Архивировано 8 июля 2016 года.
  • Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. — М.: АПН РСФСР, 1963. — С. 335. — ISBN 5-85009-891-7.
  • Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б. Основы специальной педагогики и психологии. — СПб.: Питер, 2006. — С. 304. — ISBN 5-469-00748-0.
  • Речицкая Е. Г. Сурдопедагогика // Учебник для ВУЗов. — М.: ВЛАДОС, 2004. — С. 304. — ISBN 5-691-01320-3.
  • Тимохин В. П. Сурдопедагогика. — М.: Просвещение, 1985. — С. 80.
  • Андреева Л. В. Сурдопедагогика. — М.: Academia, 2005. — С. 576. — ISBN 5-7695-0858-2.
  • Зыков С. А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения. — М.: АПН РСФСР, 1961. — С. 360.
  • Нейман Л. В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей. — М.: АПН РСФСР, 1961. — С. 239.
  • Рау Ф. Ф. Устная речь глухих. — М.: Педагогика, 1973. — С. 389.
  • Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева. — М.: Педагогика, 1971. — С. 448.
  • Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. — ВЛАДОС, 2001. — С. 304. — ISBN 5-691-00620-7.
  • Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов.. — М.: Просвещение, 1984. — С. 295 с.
  • Ярмаченко Н. Д. Сознание в обучении глухих учащихся. Киев, 1963 г.

ru.wikipedia.org

Зачем нужны сурдологи? Доступно о сложном.

Опубликовано: 18.09.2012
Автор: Буданов Евгений Геннадьевич: кандидат медицинских наук, врач-сурдолог, оториноларинголог (лор)

Сурдология - медицинская специальность, решающая вопросы диагностики, лечения, профилактики нарушений слуха у детей и взрослых, медицинской и технической реабилитации слуховой функции. Заболевания, приводящие к острой или хронической тугоухости, встречаются часто: в развитых странах по данным медицинской статистики это не менее 8-10% населения. Причем отмечается тенденция к увеличению числа тугоухих, прежде всего, за счет «старения» мирового населения. Наряду с этим растет и число пациентов с тугоухостью, которая выявляется в детском и подростковом возрасте. Основными причинами этого недуга являются: вирусные и бактериальные инфекции, различные заболевания сердечно-сосудистой и центральной нервной системы, атеросклероз, сахарный диабет, заболевания крови, некоторые наследственные заболевания. У пожилых людей имеют место возрастные дегенеративные изменения органа слуха, в свою очередь молодежь все больше подвержена хроническим акустическим нагрузкам в связи с повсеместным применением различных аудиоустройств, привычкой слушать громкую музыку. В любом возрасте тугоухость может быть связана с последствиями черепно-мозговой травмы, приемом ототоксических медикаментов, острыми и хроническими заболеваниями среднего уха. Среди работающего населения профессиональные болезни, сопровождающиеся тугоухостью, развиваются при работе в условиях шума, вибрации и по другим причинам.

В большинстве случаев (более 75% наблюдений) нарушения слуха связаны с заболеваниями внутреннего уха и, реже, слухового нерва. Это так называемая звуковоспринимающая, или, по медицинской терминологии, сенсоневральная тугоухость. Прежде всего, такое нарушение сопровождается снижением остроты слуха (снижается восприятие тихих и средних звуков), нарушается разборчивость речи, отмечается дискомфорт при восприятие громких и очень громких звуков.

Согласно международной классификации степеней снижения слуха, применяемой в настоящее время, тугоухость делится на 4 степени:

  • тугоухость 1 степени – ухудшение порогов слышимости до 40 дБ
  • тугоухость 2 степени - ухудшение порогов слышимости 41-55 дБ
  • тугоухость 3 степени - ухудшение порогов слышимости 56-70 дБ
  • тугоухость 4 степени - ухудшение порогов слышимости 71-90 дБ
  • глухота - ухудшение порогов слышимости свыше 90 дБ

Помимо определения остроты слуха и степени тугоухости очень важное значение имеют сроки возникновения ее и время начала лечения. Максимальный эффект медицинские и прочие процедуры дают при сроках возникновения тугоухости, не превышающих 3 недели; у пациентов со сроками до 6 недель прогноз уже заметно хуже, и лишь около половины таких людей имеют достоверное улучшение слуховой функции после проведенной терапии. В случае позднего обращения свыше 3-х месяцев от начала тугоухости лишь в единичных случаях из мировой практики имеет место положительный эффект от лечения. У таких пациентов единственным средством реабилитации слуха остается техническое устройство, такое как слуховой аппарат, кохлеарный или костный имплант и другие.

Реже в практике врача-сурдолога встречаются пациенты с т.н. звукопроводящей или кондуктивной тугоухостью, когда снижение слуха обусловлено врожденными или приобретенными заболеваниями, нарушающими функции наружного и среднего уха без повреждения рецепторного аппарата нервных окончаний слухового анализатора. Различные формы отитов, механические травмы, инородные тела, новообразования, отосклероз и другие состояния в настоящее время достаточно успешно лечатся медикаментозно и/или хирургически, что позволяет улучшить остроту слуха у пациента и обеспечить хороший прогноз. В данной категории пациентов одним из самых важных факторов также является временной. Вовремя выполненное консервативное лечение, хирургическая реконструктивная операция на среднем ухе и иные меры позволяют восстановить звукопроведение наружного и среднего уха.

Согласно международным рекомендациям, в следующих случаях необходимо проконсультироваться со специалистом в области сурдологии (детской сурдологии):

  1. При появлении эпизодов головокружения
  2. В случае наличия врожденных и приобретенных деформаций наружного уха (ушной раковины)
  3. Остро возникшая или быстро прогрессирующая в течение 3-х месяцев тугоухость, в том числе на одно ухо
  4. При наличие субъективной разницы в остроте слуха между двумя ранее нормально слышащими ушами, особенно за период последних 3-х месяцев
  5. Длительное гноетечение и иные стойкие выделения из уха продолжительностью свыше 3-х месяцев
  6. Боль и дискомфорт в одном или обоих ушах
  7. Если Вам ранее проводили аудиологическое обследование (выполняли аудиограмму), на которой были обнаружены признаки снижения слуха.
  8. При наличие проблем, связанных с интенсивным образованием ушной серы, серных пробок, попадании инородных тел в наружный слуховой проход.

Во всех вышеуказанных случаях пациент нуждается в обязательном осмотре врача-сурдолога, наряду с осмотром отоларинголога (лор-врача), так как при стандартном осмотре в поликлинике врач лишен возможности провести комплексное обследование патологии всех отделов уха. В этой связи, рекомендуется не реже 1-2 раз в год пациентам с упомянутыми симптомами проходит комплексное обследование с применением тимпанометрии, измерения акустических рефлексов, тональной аудиометрии, отоакустической эмиссии и др.



loronline.ru


Смотрите также

Женские новости :)